МКОУ ХМР «ООШ ИМЕНИ БРАТЬЕВ ПЕТРОВЫХ С. РЕПОЛОВО»
ХМАО-Югра, Ханты-Мансийский р-он, с. Реполово, ул. Школьная, д. 1
  • Моя методическая работа

    Антонова Татьяна Николаевна,

    учитель истории, обществознания, английского языка,

     тема опыта «Активные формы обучения».

    ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

    по теме «Активные формы обучения»

    Введение

       Модернизация образования направлена на формирование личности нового типа. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный.
       В этих условиях повышается значимость социально — гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории и обществознания, так как они наиболее полно аккумулируют социальный опыт человечества. Они же наиболее системно передают этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом всех гуманитарных дисциплин. Общая цель исторического образования — приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям и развитие ценностно-ориентированной личности учащегося, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания россиянина.

    К основным познавательным умениям относится:

    • работа с учебной и научно-популярной литературой, современными средствами коммуникации, а на этой основе умения самостоятельно приобретать знания;
    • проведение исследования и формулировка вывода, моделирование и построение гипотезы;
    • умение самостоятельно моделировать ситуации, составлять задачи и на их основе получать новые знания, Объяснять события и изучаемые факты на основе имеющихся знаний, предсказывать следствия из теорий.

    Практические умения предполагают:

    • измерение, вычисление, построение и анализ диаграмм, таблиц, графиков;
    • чтение различных схем, исторических карт;
    • составление графических, логических и творческих заданий.

      Организационные умения предусматривают планирование своей деятельности и правильную организацию рабочего места во время занятий.
    Важно уметь контролировать свое поведение, выполнение действий и операций, из которых складывается учебная деятельность.
      Все большее значение приобретают оценочные умения. К ним относятся умения давать социально-экономическую оценку приобретенным знаниям, достоверности полученных результатов, ответов задач.

     

    Обобщенное описание системы работы

        Моя педагогическая система работы представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов и действий. В ее основе лежит идея педагогики сотрудничества. Согласно ей учебный процесс обязательно должен носить характер субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, где педагог является субъектом преподавательской деятельности, а ученик — субъектом деятельности учения. Обучение в школе — это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам общего труда, сотрудничества. Главное — это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность учителю помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
          Основная цель предлагаемой системы направлена на становление и развитие личности учащихся нового типа.
    Цель реализуется, основываясь на ведущие принципы обучения, через методы и приемы, используя различные учебные средства, формы обучения и организации познавательной деятельности учащихся.

    Цели педагогического процесса

    Цель обучения — это запрограммированный результат. Она выступает как фактор, обуславливающий способ и характер деятельности, определяет соответствующие средства ее достижения, является исходным побудителем деятельности. Ясность цели помогает всегда найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нем усилия. Цель ставится с прогнозом в будущее и в зоне потенциального развития учащегося. Учитывая выше перечисленные требования, я определяю следующие цели своей педагогической системы.
    Обучающие цели:

    1. Научить понимать и интерпретировать логику исторических событий с целью успешного их применения в социальном прогнозировании.
    2. Актуализировать субъективный опыт учащихся.
    3. Сформировать специальные учебные умения конструирования, моделирования, прогнозирования.
    4. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения исторических событий, по самостоятельному применению полученных знаний/умений.

    Развивающие цели:

    1. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого исторического и обществоведческого  материала.
    2. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цели и планировать свою деятельность.
    3. Развитие творческих способностей, как способностей создавать новое, оригинальное.
    4. Создать условия для развития у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, а также формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
    5. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.

    Воспитательные цели:

    1. Воспитывать активную, творческую личность, способную преобразовывать окружающий мир.
    2. Способствовать формированию ценностного, толерантного отношения к миру, опыта социального поведения.
    3. Способствовать обогащению внутреннего мира школьников на основе исторического материала, их жизненного опыта.

    Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:

    • Система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения, целями которых является не только расширение объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и преобразование наличного опыта каждого учащегося. При этом каждый ученик имеет право самостоятельного выбора и использования, наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
    • Система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой оценкой (уроки — зачеты, составление вопросов друг для друга и др.).
    • Система внеурочной работы, включающая в себя  работу кружка, подготовку участников районных соревнований, участие учащихся в очных и заочных викторинах , проведение игр, конкурсов, соревнований.

    Принципы педагогической деятельности

    • В основе моей работы лежат ведущий принцип педагогики сотрудничества: индивидуализация и дифференциация, позволяющие создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их индивидуальность.
    • Принцип осознанности обучения. Очень важно, чтобы цели и задачи обучения соответствовали собственной мотивации деятельности ученика, и, более того, усиливали ее. С этой целью я часто прошу ребят самостоятельно определить цели урока, даю опережающие задания, провожу аналогии и прошу их искать самостоятельно, провожу уроки — путешествия.
    • Принцип ролевой организации, позволяющий воссоздать реальную или воображаемую ситуацию и обучающий принятию решений в ее условиях. При этом если сюжетно-ролевая деятельность довольно точно воспроизводит сюжеты, отношения и психологию эпохи, то это является основанием для вывода, что понимание учеником действительности является достаточно глубоким. Например, при изучении темы «Отмена крепостного права в России» (8 класс) ребятам было предложено разработать самостоятельно проекты отмены крепостного права с точки зрения различных категорий помещиков. С этой целью класс разбивался на группы, каждая получала конверт с необходимыми заданиями и документами. Как показала последующая проверка, именно эта тема была наиболее успешно освоена ребятами.
    • Существенное место при формировании прогностических умений занимает принцип компаративности, который предусматривает развитие навыков сравнения различных точек зрения на событие, вырабатывается оптимальный способ решения учебной задачи, умение формулировать и отстаивать собственное мнение. А так же формируется умение понимать другого человека, уважительно относиться к другим точкам зрения, искать пути согласования своих позиций. Данный принцип позволяет рассмотреть историческое событие, исторический процесс с различных позиций, показать, что ни одно событие не может быть оценено однозначно. Оно должно оцениваться с позиции общечеловеческой значимости и его роли в историческом прогрессе, т.е. необходимо уметь видеть «две стороны одной медали». С этой позиции мои ученики пытаются оценить такие явления как рабство, война.
      Например, после изучения темы «Северная война» необходимо определить ее роль для последующего развития России. Учащиеся отмечают, что с одной стороны, война, длившаяся 21 год, принесла горе, разрушения. С другой же стороны, явилась определенным стимулом для развития отечественной промышленности.
    • Тесно связан с ним и принцип ценностного отношения к миру. Сегодня проблема формирования ценностей, определяющих отношение к миру, к людям, к самому себе как человеку и профессионалу является одной из основных современного образования. «Человек перемещается, словно в раковине, образованной всякий раз особенной субординацией ценностей и ценностных качеств. Эту раковину он повсюду носит с собой, и ему не избавиться от нее, как бы быстро он ни бежал. Через окна этой раковины он воспринимает мир и самого себя» (М. Шелер). Именно уроки истории и обществознания помогают сформировать основные ценности.

    Методы и приемы педагогической деятельности


    Репродуктивные методы позволяют сформировать необходимые базисные знания и умения учащихся.  В эту группу методов входят:

    1.  Повествовательное изложение, где наряду с монологом преподавателя возможно применение таких приемов, как актуализация изучаемого материала, совместное целеполагание при рассмотрении новой темы, создание мотивации обучения, выделение главных мыслей, выводы по теме. При этом учащиеся совершенствуют умения работы с текстом учебника, находить и объяснять употребляемые исторические термины, составлять рассказ по опорным словам и др. Уроки истории позволяют успешно применять эти приемы
    2. Объяснительно-иллюстративное изложение, как вид повествовательного изложения, предполагает устный монолог педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала, характеризующийся сложностью логических построений, образов, доказательств. Эффективность этого метода достигается логическим, последовательным изложением материала, с грамотным подбором иллюстраций, демонстраций. Важной особенностью этого метода является его сочетание с приемами активизации познавательной деятельности учащихся. Они учатся составлять план, схему, таблицу, логическую цепочку.
    На уроке по теме «Средневековый город» ученикам предлагается составить логическую цепочку: «Образование средневековых городов».


    Учитывая направленность современного образования не столько на прочное усвоение знаний и умений, сколько на формирование творческих способностей учащихся, я добиваюсь поставленных целей при помощи, прежде всего проблемно-поисковых методов.

    1. Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов. Его назначение в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовые научные выводы, но и следят за логикой доказательств, за ее убедительностью. Часто практикую использование проблемных заданий на уроке и в домашних работах. Проблемные задания это особый вид логических заданий, построенных на несоответствии уровня знаний и умений ученика с требуемыми. В процессе их решения совершенствуются способы умственных действий учащихся по получению необходимой информации (чтение, работа с учебной и научно-популярной литературой, управление вниманием, наблюдением, запоминанием); по развитию интеллектуальных способностей (осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений); а также, по формированию организационных и оценочных умений. При решении проблемных заданий органично сочетаются индивидуальная и групповая форма организации познавательной деятельности. Прогностическая ценность проблемных заданий состоит в развитии творческого потенциала учеников, в выработке навыков самостоятельной работы по поиску правильных решений.

    Вот некоторые примеры подобных заданий:
    1. Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.
    Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?

    Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и к истории как к науке.

    2. Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.  Игра по своей роли синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир. Сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается.

    Классификация по сущностной игровой основе:

    -игры с правилами;

    - ролевые игры;

    -  комплексные игровые системы (например, КВН).

     Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

    • игры для изучения нового материала;
    • игры для закрепления;
    • игры для проверки знаний;
    • обобщающие игры;
    • релаксационные игры-паузы.

    Дидактическая игра по истории является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям:

    -  историко-литературные;

    - историко-филологические;

    - историко-географические;

    - историко-математические.

    Достоинство такой методики урока состоит в следующем:

    A) игра мотивирует, стимулирует и активирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;

    Б) игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

    B) одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;

    Г) посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;

    Д) игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям истории: историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления; способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического мышления; способность к историческому сопереживанию;

    Е) игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

    Примеры игр, используемых на уроках.

    «Рекламный плакат»:
    Эта игра может быть проведена при закреплении, повторении и обобщении исторического материала. Ученикам предлагается составить рекламный проспект по предложенной учителем теме. Например, государства раннего средневековья. Выполняя задания, ученики стараются подчеркнуть особенности той или иной страны, находят дополнительный материал по теме. Желательно, чтобы реклама была красочно оформлена. Данное игровое задание позволяет ребятам лучше запомнить ранее изученный материал, расширить свои знания.

    «Интервью с историческими героями»:
    Эта игра позволяет заинтересовать учеников знакомством с историческими персонами, уйти от традиционной формы подачи дополнительного материала (доклад, реферат, сообщение).

    «Мозаика»

    Разрезанные на части иллюстрации (по темам) раскладываются в отдельный конверт каждая. На уроке приготовленные конверты раздаются учащимся. Проводится соревнование: «Кто быстрее соберет иллюстрацию».  Первым, справившимся с заданием, выставляются оценки. В дальнейшем игра усложнится: иллюстрацию нужно не только собрать, но и сделать ее описание.

    «Две минутки».

    Кто за две минуты назовет больше слов, в которых есть три буквы «о»? когда учащиеся уяснят суть игры, можно переходить к словам на исторические темы. Например, кто за две минуты выпишет больше названий орудий труда первобытного человека? … имен исторических деталей? И т.д.

    «Мяч»

    Учитель, называя событие, бросает мяч ученику, ученик возвращает его учителю, называя дату (или молча -  в случае незнания даты события). Аналогичную работу можно провести с изученными понятиями.

    Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса и потребности этого вида деятельности. Определяется стремление учеников к самостоятельному поиску, заинтересованность в познании нового, нетрадиционного, выходящего за рамки школьных учебников, материала. Он эффективен при изучении материала, представляющего собой логическое завершение ранее изученного и при условии доступности для самостоятельного поиска. Большой интерес у учеников вызывают различные развивающие задания, требующие не только точного ответа, но и дающие возможность рассуждать, пофантазировать.

    Так, например, в пятом классе при изучении Древнего Египта успехом пользовалось такое задание, как «Продолжить сказку». Ребята прослушали начало сказки, а закончили ее самостоятельно, учитывая при этом особенности культуры и обычаев древних египтян.

    В  8 классе задание  « Статья  с места событий» (1812 год)
    Заслуживает внимание такой прием как мысленный эксперимент, который проводится с воображаемыми образами и моделями, оперирует ими в воображаемых условиях. Прогностическая ценность мысленного эксперимента состоит в том, что он дает новое знание. Ученик получает возможность оперировать пространственными образами, мысленно ставить тот или иной объект в различные положения. При проведении мысленного эксперимента совершенствуются навыки познавательных учебных умений учащихся. Они должны уметь работать с различными источниками получения информации с целью накопления необходимых знаний.
    В мысленном эксперименте все идеализировано: экспериментальная ситуация и результат, сам объект. И наиболее распространенным приемом проведения эксперимента является создание идеального объекта, несуществующего в природе. Данный объект исследуется в «чистом» виде, что позволяет проследить движение процессов в сложных явлениях, облегчает выявление наиболее существенных связей и отношений, формирование гипотез, законов. Прием построения абстрактных схем реальных процессов позволяет более глубоко проникнуть в закономерности их протекания, предвидения возможных направлений их развития.
    Так, например, при изучении вопросов, касающихся внешней политики появляется возможность проводить подобные мысленные эксперименты по выявлению причинно-следственных связей событий: изменения военно-политических блоков различных эпох, экономических союзов, раздела мира. Таким образом, ученики создают свои «виртуальные» исторические карты.
    Хотелось бы отдельно выделить методы технологического и исторического моделирования. Модель — это искусственно созданный объект в виде схемы, конструкций, знаковых форм или формул. Метод технологического моделирования предполагает создание подобных объектов обучения с помощью современных  технологий. С появлением в школах компьютерных классов стало возможным проведение уроков, в том числе и уроков истории, с использованием компьютерных технологий.
     Метод исторического моделирования позволяет создать совершенно новую историческую ситуацию, проследить пути выхода из нее, по — иному оценить изучаемое событие. Развивает мышление детей составление логических схем (индуктивных и дедуктивных)

     Например, на уроках в пятом классе по теме «Ассирийская держава» в курсе «История древнего мира» можно предложить ученикам следующее задание: «Предположите, как могла бы сложиться история Ассирии, если бы ее жители использовали технические достижения железного века не для завоевания, а для мирного освоения территории своей земли». Для ответа на вопрос потребуются знания о развитии орудий труда в эпоху железного века и о последствиях их применении в земледелии, в ремесле. Но наибольший интерес подобные задания вызывают у старшеклассников.

     Варианты заданий:
    «Некоторые историки утверждают, что, выиграй Наполеон сражение при Ватерлоо, судьба Франции и России могла бы сложиться по — иному. Правы ли они?».
    «Свершилась бы буржуазная революция в России, если бы не было отменено крепостное право?» Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать экономическое состояние России, общественное мнение и его роль, а так же ее отношение с другими странами во второй половине XIX в. Кроме этого, ученики учатся давать оценку историческим личностям и событиям.
    Чтобы создать атмосферу свободного творчества на уроке, увлечь новым материалом, я стараюсь использовать приемы воздействия на эмоциональную сферу учеников, основанные на учете их возрастных и психологических особенностях и направленные на повышение мотивации обучения.
    К этой группе можно отнести прием использования музыкальных фрагментов на уроках истории. Например, урок по теме «Древнегреческий театр» начинался с музыкального вступления.  При изучении темы Великая Отечественная война (9 класс) просматриваются кадры хроники, фотографии. При подготовке к самостоятельным работам обязательно использую прием внушения, психологической поддержки, поощряя, таким образом, учеников и снимая их напряжение.

     

    Используемые средства

    Для достижения поставленных целей на уроках и во внеурочной деятельности я использую различные средства обучения и воспитания. При этом выбор необходимых средств обучения должен осуществляться с учетом доступности, наглядности, систематичности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как учебник, доска, учебная карта, атласы, рабочие тетради. Но при этом я ввожу дополнительные учебные пособия, которые, на мой взгляд, способствуют более успешному усвоению необходимого материала. Это, прежде всего, исторический словарь, в который заносятся определения изучаемых понятий. Он значительно облегчает подготовку учеников к зачетам и контрольным срезам. Начинать вести его необходимо с пятого класса.  Кроме того карточки с датами, понятиями.

    Так как необходимо учить детей грамотно и красиво говорить, целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум главным вопросам.

    Для успешного выступления дается карточка.

                                         Карточка №27

    Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?».

    Для этого вспомни:

    • Где жили древнегреческие боги?
    • Какие боги считались у них главными?
    • Какие боги покровительствовали ремёслам?
    • Расскажи миф о любом древнегреческом боге.
    • Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

    Сделай вывод.


    Во время проведения контроля знаний я предлагаю ученикам индивидуальные раздаточные карточки с различными заданиями.

    Например, карточка «Исторический портрет» состоит из нескольких типов заданий: даты; исторические персоналии и события, имеющие отношения к какому-то одному историческому лицу. Необходимо по этим данным назвать о ком идет речь, и ответить на поставленные вопросы.

    1. Он знал несколько иностранных языков, обладал литературным талантом.

    2. Существует легенда о том, что византийский император прислал ему венец, бармы и знаки царского достоинства.

    3. При нем были внесены важные дополнения в «Русскую Правду».

    4. Он предпринял попытку приостановить междоусобицы, собрав русских князей на съезд в Любиче.

    Года правления: 1113-1125 г.г.

    Он был внуком — Ярослава Мудрого;
    его сын — Юрий Долгорукий.

    Применение этого типа карточки способствует формированию целостного образа исторической персоны, способствует развитию познавательных интересов.
    С целью развития навыков сравнения, анализа я предлагаю ученикам работу с карточками, на которых представлены различные точки зрения историков, современников о каком-либо событии, процессе. Применение подобных учебных средств, способствует формированию навыков организации деятельности, систематизации, конструированию материала, а также развитию умения формулировать и отстаивать собственную точку зрения.


    Так, например, по теме: «Отечественная война 1812 года» я предлагаю работу по таким карточкам:


    Бородинское сражение. Была ли в нем необходимость? Итоги: перекресток мнений.

    1. «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом было и должно было быть — для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы, а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии… (Л.Н. Толстой).

    2. «Самое страшное из всех моих сражений — это то , которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми» (Наполеон).

    3. «Многие исследователи считают, что Бородинская битва закончилась вничью. Хотя Бородинская битва является, вероятно, единственным примером генерального сражения, исход которого и та и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания» (Н.А. Троицкий).

    4. «Для меня здесь нет вопроса; конечно, это была победа Наполеона, трагическая победа «по очкам». То, что французы не разгромили русскую армию при Бородине, — не удивительно. При том соотношении сил, которое сложилось перед сражением, Наполеон, вряд ли, мог рассчитывать на какой-либо иной результат. (А.А. Васильев).

    Изучив материал о ходе Бородинской битвы, познакомившись с различными точками зрения на ее исход, ученики либо отдают предпочтение какой то версии, либо высказывают свою.

    .

    Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (ФОПД)

    Успешность учебного процесса зависит не только от выбранных учителем методов и приемов обучения, но и от формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Исследования психологов показали, что знания и умения наиболее успешно формируются в процессе само-деятельности. Следовательно, во время обучения необходимо создавать такие условия, при которых ученик побуждался бы самостоятельно составлять ориентировочную основу действий и ее реализовывать. Для этого необходимо формировать умения: выделять в предложенном материале существенные свойства и отношения, являющиеся опорными точками для выполнения любого задания; понимать, анализировать общий принцип построения изучаемого материала.
    При организации учебного занятия, я использую различные ФОПД:

    - фронтальную,

    - индивидуальную,

    -  групповую

     - парную.
    Парная и групповая формы деятельности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга. Т.е. создаются реальные условия реализации на практике основополагающих элементов педагогики сотрудничества.
    При организации парной работы на уроках истории я часто предлагаю ребятам работу в статической паре. Успешна работа пары  при организации взаимоконтроля по датам, понятиям. Привычной стала работа по составлению взаимных вопросов и ответов с выставлением оценок друг другу.
    При изучении нового материала организую групповую работу.
    Так, при изучении темы «Трагическое начало  Великой отечественной войны» класс был разделён на 2 группы, которые работали с документами. На основании этих документов делались выводы, с которыми знакомили весь класс.

    Формы обучения

    Формы обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме (Подласный И. П. «Педагогика»). Результатами моего творческого сотрудничества с учениками стали следующие формы обучения:

    • уроки проблемного изложения;
    • уроки с элементами театрализации;
    • уроки-исследования;
    • уроки типа КВН;
    • уроки-зачеты;
    • уроки с групповыми формами работы;
    • уроки-путешествия;
    • интеллектуальная игра «Умники и умницы»
    • интеллектуальная игра «Морской бой»

    Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, вовлечь их в образовательный процесс в качестве его субъекта.
    На этапе контроля и оценки результатов учебной работы даю возможность каждому ученику оценить свои знания и умения самостоятельно, используя прием «незаконченного предложения», предлагая выразить собственную точку зрения на события, факты, общественные явления.

    Считаю продуктивным приемом самостоятельной работы учащихся составление различных таблиц – таких, как сравнительно-обобщающие, в которых преобладают вопросы для сравнения, выделяются объекты сравнения, делаются выводы об их сходстве и различии; конкретизирующие таблицы (в них определяются признаки, делаются выводы, подбираются исторические факты, конкретизирующие или подтверждающие теоретические положения).

    Организуя самостоятельное изучение школьниками нового материала, по учебнику или по историческим документам провожу лабораторные занятия. Их отличает высокая степень самостоятельности учащихся. На подобных уроках выступаю в роли консультанта (разъясняю задания, выдвигаю учебные проблемы).    Формы самостоятельной работы различны: они могут быть: фронтальными, групповыми, индивидуальными. За окончанием работы обычно следует коллективное обсуждение её результатов в разных вариантах: отчёт групп, выступления представителей групп, фронтальная обобщающая беседа и т. п.

    После изучения объемных и важных тем организую семинарские занятия, заметно стимулирующие самостоятельную работу учеников. Название темы семинара стараюсь сформулировать так, чтобы в нем ощущалась актуальность, делался акцент на проблему, а у участников семинара была возможность свободно и непредвзято ее обсуждать, высказывая собственные суждения в отношении тех или иных предметов общей дискуссии.

    При объяснении нового материала, его закреплении и в процессе оценки степени его усвоения регулярно обращаюсь к созданию проблемных ситуаций либо при изложении учебного материала, либо в ходе беседы по осваиваемой теме.

    В ходе изложения материала проблему ставит и решает учитель, сопровождая изложение собственными рассуждениями, рассматривая возможные альтернативы и пути решения поставленной проблемы. Учащиеся следят за логикой рассуждения, учатся анализировать факты и явления, глубже усваивают материал.

    Проблемное изложение материала целесообразно в тех случаях, когда материал совсем нов и слишком сложен для усвоения.

    Смысл поисковой беседы состоит в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью заранее подготовленной системы вопросов. Этот метод работы эффективен в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для того, чтобы активно участвовать в решении выдвигаемых проблем.

    Предлагаемые виды учебной деятельности предоставляют ученику, опираясь на его способности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. Что, в свою очередь, будет способствовать становлению его социального, профессионального и гражданского самоопределения.
    В качестве примеров я хочу привести конспекты моих уроков по темам: «

     

    Условия достижения результата:

    1. Учет возрастных и психологических особенностей учащихся, осуществление личностного подхода в учебном процессе.
    2. Уважительное, доброжелательное отношение к ученику, ведь каждый ученик — это личность.
    3. Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу.
    4. Направленность и организация учебного процесса на формирование прогностических умений.
    5. Создание ситуации взаимопомощи, признание за учеником права на ошибку.
    6. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету. 
    7.  Устойчивый высокий интерес учащихся к  предмету.

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie