Антонова Татьяна Николаевна,
учитель истории, обществознания, английского языка
МКОУ ХМР «ООШ им.бр. Петровых с.Реполово»
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже как умею.
Ни к кому претензий не имею,
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Д. Левитанский)
Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску или компьютер, - главным, вечным и неизменным в школе остаётся УЧИТЕЛЬ…
Выбор моей будущей профессии был предопределен, пожалуй, с самого детства. Глядя на свою первую учительницу начальных классов, я представляла себя на её месте. Любовь к детям, умение выслушать, дать совет, помочь, поддержать – вот её кредо. Это она дала мне понять, что учитель – не просто человек, передающий свои знания детям, а нечто большее, что нельзя просто так описать словами. Восхищёнными глазами дети смотрят на своих наставников из года в год, и задача настоящего педагога – не дать потухнуть этой искорке.
Мне 38 лет, я учительница. Многому пришлось учиться, многое пережить. Были ошибки, трудности, но за годы своей работы я ни разу не пожалела о выборе профессии.
Готовясь в очередной раз к новому учебному году, я вдруг поняла, насколько другими стали наши дети, наши ученики. Они по-другому выглядят, по-другому ведут себя, у них другое отношение к учению. Какие же они современные ученики? Их особенность в том, что они выросли в ином информационном пространстве. Они активно используют современные информационные технологии. Да, ученики меняются. А учитель остается прежним? Кажется, само время требует, чтобы и современный учитель свободно владел этими технологиями и рационально использовал их в организации современного образовательного пространства.
Любому учителю хочется быть понятным и близким своим ученикам, быть для современных учеников современным учителем. Несомненно, внедрение мультимедийных технологий в структуру современного урока важно. Эти технологии позволят использовать всевозможные способы привлечения внимания детей, позволяют учащимся чувствовать себя комфортно – ведь эта среда понятна им и близка.
Введение образовательных стандартов требует четкого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во- вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.
Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Помимо глубоких знаний профессия требует от нас – учителей - безграничной душевной щедрости к детям. Ведь деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. И каждый раз задумываться, что «выпалывать», а что оставлять и развивать.
Очень люблю фильм «Доживём до понедельника» и своего коллегу – учителя истории в исполнении Вячеслава Тихонова. Есть в этом фильме крылатая фраза: «Счастье – это когда тебя понимают». Мысль достаточно спорная. Есть в ней какая-то обреченность. Если тебя поймут, заметят, то счастье будет. А если не поймут? Если люди, которые тебя окружают, не от чёрствости души, а от круговерти дел не всегда могут найти время для понимания, не заметят твои скрытые таланты и способности. Что же на всю жизнь затаить обиду на весь белый свет за то, что не разглядели, не отметили, а то бы я развернулся, реализовался. Получается, что успех человека полностью зависит от кого-то? Нет, человек сам должен быть кузнецом своего счастья!
Считаю, что сейчас время людей действия, поэтому воспитание у учащихся активной жизненной позиции, умения отстаивать свои взгляды – важнейшая задача учителя истории и обществознания.
Я должна учить детей мечтать о большом и значительном, быть готовыми брать на себя ответственность, иметь прочный идеал, уметь быть счастливыми, помогать другим и находить в этом радость.
Я хочу учить ребят умению общаться, и хочу этому учиться сама. Талант общения важен для учителя. Общение – основа любой деятельности. Это и путь профессионального роста, и инновационный банк идей, и путь к взаимопониманию.
Первый шаг к общению на уроке – улыбка, обращённая к детям. В разговоре с детьми быть искренней, проявлять к ним неподдельный интерес, уметь слушать и слышать. Это не всегда получается, но к этому нужно стремиться.
Полностью согласна с тем, что детей надо принимать такими, какие они есть:
Со всеми недостатками, слезами и припадками,
Скандалами и сдвигами, и склонностью ко лжи
Считая их глубинами, считая их загадками,
Неведомыми тайнами загадочной души.
(Е.А. Горбовская).
Современный учитель выступает во многих ролях: он и эксперт, и исследователь, он – консультант, посредник в передаче общечеловеческих ценностей ученикам. Учителю нужно быть психологом: чутко чувствовать настроение своих учеников, своевременно уловить момент, когда ребёнку нужна твоя помощь, не быть равнодушным, уметь помочь, уметь простить. Не имею права быть равнодушной!
А ещё педагог должен владеть навыками режиссёрского мастерства, потому что умный и красивый урок – это своеобразное произведение искусства, педагогического искусства, рождённое вдохновением. А.С. Пушкин определял вдохновение как «расположение души к живейшему принятию впечатлений». Привести класс в такое «расположение души» - первая задача учителя-режиссёра.
Учителю необходимо уметь говорить. У любого учителя, а у историка тем более, не может быть бесцветной речи; нельзя скороговоркой или скучно рассказать о важнейших исторических событиях. Слово учителя должно находить живой отклик в душах ребят, потому что «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (В.С. Шефнер).
Учитель идёт в ногу со временем. Чтобы урок заинтересовал детей, он должен быть «живым», связанным с информацией, которая поступает к учащимся через телевидение, печать, интернет. «Учитель остаётся учителем до тех пор, пока учится сам» (К.Д. Ушинский).
К важнейшим правилам, которыми не может пренебрегать учитель, отношу следующие:
-создавать на уроке доброжелательные отношения;
-с уважением относиться к мнению ученика, даже если абсолютно не согласен с его точкой зрения;
-анализировать своё поведение, помнить о тех своих действиях, которые невольно способствовали неудачам учащихся. Их можно было избежать!
-помнить, что действенность поощрения и наказания зависит от того принимает ли их ученический коллектив;
-целеустремлённо и настойчиво побуждать к активности всех учащихся;
-отправляясь на урок, чётко для себя определить, чего ты хочешь добиться на данном уроке. «Кто ясно не видит цели, очень удивляется, придя не туда» - писал Марк Твен.
Мне нравится ещё один фильм о школьной жизни, он называется «Ключ без права передачи». У каждого учителя должен быть такой собственный ключ к сердцам детей. Этот ключ принадлежит только тебе, и только тебе он откроет дверь к твоему учительскому счастью! И в заключении хочется привести такие строки:
Учитель – артист и психолог,
Художник, поэт и строитель:
Из маленьких, хрупких созданий
Ты Личность построишь, учитель!
( Н.В.Каминская)
Так какой он – настоящий учитель? Я думаю, что у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но я знаю одно: настоящий – тот, кто просто ЛЮБИТ детей. Любит всех, разных: послушных и не очень, активных и пассивных, общительных и замкнутых, шаловливых, неусидчивых, конфликтных, способных и посредственных. К каждому необходимо найти свой «ключик». Это трудно, но ведь и профессия не из лёгких.
Думала: главное – формировать, делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать, править, лечить, учить…
Думала: рваться, бороться, рубить, мчаться, коль сила несёт.
А оказалось - всего лишь любить. Только любить! – вот и всё.
(С. В. Белова)